На базе МБДОУ ЦРР детский сад № 31 состоялось открытие комнаты «Доступная среда». В 2016 году детский сад по инициативе председателя комитета администрации г. Яровое по образованию Андрея Петровича Зинченко и благодаря финансовой поддержке главы администрации города Яровое Виталия Николаевича Самобочего вошел в государственную программу Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы наряду с 11 детскими садами Алтайского края.
Побывавшие накануне с проверкой главный специалист отдела общего образования Ольга Георгиевна Цирн и ведущий инженер отдела ресурсного обеспечения и развития учреждений образования Министерства образования и науки Алтайского края Екатерина Викторовна Гермаш отметили архитектурную доступность (это единственный детский сад в Славгородском образовательном округе, где есть отдельный вход для детей-инвалидов), правильно организованное образовательное пространство.
В торжественной обстановке прошла церемония открытия комнаты. Перерезав красную ленточку, переступили порог ребятишки, поздравить которых приехали в этот день глава администрации города Яровое В.Н. Самобочий, заместитель главы по социальным вопросам В.И.Шилов, председатель комитета по образованию А.П. Зинченко, методист по дошкольному воспитанию О.В. Мусухранова, представители СМИ и родительской общественности.
Приветственным словом встретила гостей радушная заведующая детского дошкольного учреждения Н.М. Кулишенко:
— Мы создаем универсальные условия для совместного образования детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений в развитии. Это один из главных наших ориентиров — дети с особыми образовательными потребностями не должны отличаться в правах и возможностях от обычных детей. Педагоги детского сада постарались создать атмосферу тепла, уюта и максимального комфорта для ребятишек.
— На сегодняшний день два ребенка-инвалида посещают наш детский сад в режиме кратковременного пребывания, и шесть детей-инвалидов находятся на семейном воспитании, — рассказывает учитель-логопед, дефектолог, специалист по вопросам развития и воспитания детей данной категории дошкольного возраста В.М.Попова. — Приоритетной задачей современного инклюзивного образования является создание безбарьерной среды для всех детей с особыми образовательными потребностями и привлечение внимания к их социализации.
Благодаря программе «Доступная среда» у нас сейчас создано игровое пространство, предметная среда, функционально моделирующая содержание детской деятельности, способствующая развитию двигательной активности ребенка в соответствии с его возможностями. Мы создали условия для диалогического общения ребенка, не только с педагогом, но и со сверстниками, с которыми он будет играть, социализироваться, перенимать опыт сотрудничества.
Присутствующим на мероприятии была предложена экскурсия с демонстрацией способов использования нового оборудования. Стоит подчеркнуть, что сохранение и укрепление здоровья детей является для педагогического коллектива детского сада одной из важнейших задач. На протяжении многих лет здесь сложилась модель работы в рамках здоровьесбережения, а новое оборудование по программе «Доступная среда»: массажные коврики, корригирующие, ортопедические, тактильные дорожки, мячи «Фитбол», массажные мячики, мягкие модули, дорожки из упругих объемных элементов, «сухой бассейн», балансиры, качели-скорлупа значительно расширило возможности.
Гостям был представлен кабинет педагога-психолога, специальное оборудование которого направлено на релаксацию или активизацию психической деятельности детей. Педагог-психолог Татьяна Алексеевна Уланова показала присутствующим световые ящики для игры с песком. Занятия с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей: снимают стресс, снижают уровень нервно-психического напряжения, поднимают настроение.
Заходя в шатер из разноцветных атласных лент, закрепленных на подвесном круге, дети попадают в «сухой душ». Ленты спускаются вниз, словно струи воды, их приятно трогать, перебирать в руках, проходить сквозь них, касаясь лицом. Разноцветные «струи» «сухого душа» стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию своего тела в этом пространстве, учат различать цвет. А отдых в кресле-пуфе, принимающем комфортную форму тела сидящего, снижает двигательный тонус, расслабляет и снимает эмоциональное напряжение.
Татьяна Алексеевна вместе с детьми продемонстрировала гостям одну из форм изотерапии — рисование на стекле, или прозрачном мольберте. В отличие от рисования на бумаге стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Сам процесс захватывает, поскольку используемые изобразительные средства (гуашь, водорастворимые краски, косметический крем, водные маркеры) скользят мягко, не впитываются в поверхность, их можно размазывать кистью, пальцами, ладошками. Использование прозрачных мольбертов направлено на развитие цветовосприятия и сенсорное развитие, развитие общей и мелкой моторики, речи и мышления детей в процессе восприятия и отображения.
— Я очень рада, что наш детский сад стал участником государственной программы «Доступная среда», — продолжила экскурсию учитель-логопед Е.И. Мусатова. — У меня появилась замечательная возможность использовать на занятиях интерактивные средства обучения: ноутбук для индивидуальной коррекционно-образовательной деятельности с дошкольниками, моноблок с логопедическим программным комплексом для коррекции звукопроизношения «Специальные образовательные средства». Для меня, как учителя-логопеда, очень важно «выжать» из каждого игрового упражнения максимум возможностей, и данные средства обучения позволяют сделать это — ребенок «чувствует» слово, видит его различные оболочки, действует с ним.
Дети логопедической группы показали гостям, как можно двигать написанные слова, перемещать и даже «прятать», используя интерактивную доску. Таким образом, формируется новая для детей комплексная аудио-визуально-тактильная рабочая среда. В комнате установлены моноблоки — специализированные аппаратно-программные комплексы для слабовидящих, слабослышащих детей и детей с нарушением речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, включая ДЦП. Один из компьютеров рассчитан на детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Эти дети обладают слабой моторикой рук, и, соответственно, для них создана специальная клавиатура с большими, разноцветными кнопками. Дополнительно к компьютеру прилагается комплекс управляющих кнопок, каждая из которых кодируется определенным способом.
Второй компьютер — для детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху. В комплект входят усилитель громкости, микрофон, наушники, вибратор, при помощи которого ребенок может определить, идет ли звук или нет. Третий вид компьютерного оборудования для слабовидящих детей, где можно увеличивать изображение на мониторе. Для того, чтобы использовать это оборудование, педагогам предстоит пройти специальное обучение.
Развивающая предметно-пространственная среда обогатилась комплектом оборудования для проведения развивающих занятий: тренажеры для глаз, тактильные наборы для формирования элементарных математических возможностей, сенсорные наборы Монтессори и Фребеля, обучающие блоки Дьениша, шнуровки различного уровня сложности, настенная игра — тренажер «Рисуем ногами» и другое направлено на формирование сенсомоторных навыков, умение классифицировать, выполнять задание по образцу, способствует развитию речи, творческого воображения и т.д.
В завершение экскурсии дети с особыми образовательными потребностями совместно с детьми, посещающими детсад, и музыкальным руководителем Н.А. Шустовой исполнили музыкальную композицию «Веселый оркестр» на шумовых инструментах с использованием интерактивной доски.
Родители детей-инвалидов довольны открытием комнаты, появлением в детском саду технических новинок, дополнительных условий, а самое главное — возможности общения с детьми. Очень здорово, что яркое, безопасное и полезное оборудование, поступившее в рамках реализации программы «Доступная среда», дает возможность гармонично развиваться нашим детям. Присутствующие пожелали педагогам дальнейших успехов в работе.
Н. МЕЖЕВИКИНА,
старший воспитатель
д/с № 31