Участник Великой Отечественной войны Иван Макарович Ткалич ушел воевать семнадцатилетним юношей. Стояла осень 1944 года. На Западном фронте советские войска гнали врага в их логово. А молодой призывник из Ключевского района был отправлен совсем в другую сторону, на Дальний Восток.
Еще до призыва Иван Макарович освоил работу газогенераторной машины. Это и определило его место на войне. На острове Русский изучал турбины, поршневые машины, которые были установлены на кораблях.
Эшелоны привезли пополнение в бухту Золотой Рог города Владивостока. Оттуда на катерах молодых ребят переправили на остров Русский, где началась подготовка. Через две недели предстояло плыть в Америку за кораблями.
Добраться до Америки целыми и невредимыми — задача непростая (японские суда контролировали акваторию), но моряки уже владели обстановкой: японцы не проверяли трюмы наших кораблей, а значит, именно там можно укрыться при досмотре. Операция проходила под прикрытием внешней торговли. Только в Сан-Франциско Иван Ткалич вместе с товарищами смог выйти на палубу подышать свежим воздухом. А впереди были два месяца жизни в Америке. Американцы учили советских моряков управлять кораблями с поршневыми машинами…
Через три дня по возвращении наших моряков на Родину началась война с Японией. Команде корабля, на котором служил Иван Макарович, была вверена акватория полуострова Камчатка, Курильских островов и юго-западных побережий островов Японии. Шли бои. Каждое утро на острова высаживался десант, чтобы навести порядок на неспокойных землях. Основные действия, вспоминает моряк, разворачивались на Кунашире. Радуется фронтовик, что потерь было немного, что в живых остались все друзья.
Иван Макарович награжден медалями «За победу над Германией», «За победу над Японией», орденом Отечественной войны II степени.
После службы вернулся моряк домой, в село Северка Ключевского района, после в Павлодаре осваивал мирную профессию шофера, встретил супругу Нину. Вместе с ней вырастили двух дочерей, трех внуков и внучку.
Александр СТЕПАНОВ