Медицина будущего — уже сегодня!

Новые технологии помогают алтайским врачам лечить жителей края
«Как самочувствие? Есть ли температура?» — на эти и другие вопросы врачей Анастасия отвечает по скайпу ежедневно в течение последней недели. Она находится на амбулаторном лечении как пациентка с положительным тестом на коронавирусную инфекцию.
Болезнь протекает в легкой форме, проживает девушка одна, поэтому госпитализация в ковидный госпиталь не понадобилась. Анастасии предложили остаться дома под онлайн-наблюдением врачей Барнаула, хотя проживает она в Бийске.
Удаленно следить за самочувствием пациентов помогает современная информационная система — Центр амбулаторного наблюдения за пациентами с коронавирусом. О нем и других телекоммуникационных технологиях, помогающих в работе медикам Алтайского края, рассказал Виталий Азанов, директор КГБУЗ «Медицинский центр — управляющая компания Алтайского медицинского кластера».

Круглосуточный контроль
«Алтайский край активно включился в работу по реализации нацпроекта «Здравоохранение», главные цели которого — увеличить продолжительность жизни, снизить смертность, улучшить доступность и качество помощи. Информатизация здравоохранения региона уже сегодня показывает положительные результаты, особенно в период пандемии», — подчеркивает Виталий Азанов.
Так, на базе Краевой клинической больницы в первый месяц распространения коронавируса в регионе был организован консультативный центр для специалистов края. Именно сюда поступает вся информация о больных с пневмониями, в том числе и ковидными. Центр работает по технологии «врач-врач» — когда медицинский случай представляется сложным или неоднозначным, врачи на местах могут получить консилиумное решение специалистов разного профиля или консультацию более опытного коллеги. Это помогает избежать ненужных личных обращений к докторам, делает врачебную помощь оперативней.
Врачи на местах на каждого больного заполняют оценочные листы, в итоге выводится балл степени тяжести пневмонии — низкая, средняя и высокая. Специалисты центра ежедневно просматривают пофамильный список, и могут принимать решение о транспортировке пациента в другую больницу, либо корректировать тактику ведения пациентов.

Лечимся без отрыва от дома
Амбулаторным ведением больных с коронавирусом занимаются врачи на базе Краевого центра медицинской профилактики. Сейчас в нем задействовано 25 специалистов, которые в работе применяют технологию «врач-пациент». Они сопровождают пациентов с легкой формой коронавируса с помощью всего двух инструментов — телефона и сайта https://online-visit.ru.
Как это работает. Один раз в сутки врач обзванивает пациентов и спрашивает их о состоянии — наличии кашля, одышки, температуры и пр. После разговора с пациентом доктор либо рекомендует продолжить назначенное лечение, либо принимает решение о вызове “скорой помощи”. Кстати, если врач не дозвонился до больного коронавирусом, он передает эту информацию в МВД.
«Среди наших пациентов много тех, кто, узнав о возможности остаться дома, отказался от госпитализации в ковидный госпиталь. Но оставлять их без врачебного наблюдения нельзя. Поэтому состояние пациента контролируется удаленно с помощью специальных чек-листов с набором вопросов. Специалисты центра четко знают, в каком случае необходимо вызвать на дом к пациенту участкового врача, а в каком — безотлагательно проводить компьютерную томографию легких и вызывать «скорую», — рассказала главный врач Краевого центра медицинской профилактики Татьяна Репкина.

Цифровой формат
Еще одна информационная система, которая показала свою эффективность в период пандемии — региональный архив медицинских изображений. Компьютерные и магниторезонансные томографы, цифровые рентгеновские аппараты 40 медицинских организаций края подключены к единому архиву медицинских изображений. Врач любой из подключенных больниц может показать снимок более опытному коллеге, получить поддержку или второе мнение.
Например, если в выходные дни в городах края не работают специалисты, расшифровывающие КТ-снимок, то изображение отправляется в Диагностический центр Алтайского края и описывается его сотрудниками. Пока пациента везут из одной больницы в другую, доктор уже может посмотреть снимки и оценить состояние больного.
В режиме реального времени
В декабре 2019 года в реанимационных палатах начали применять систему, которая позволяет выводить изображение со звуком в один из консультативных центров Барнаула. Сейчас в крае существует три таких центра: на базе перинатального центра «ДАР» (консультируют детей до 20 дней жизни), Алтайского краевого клинического центра охраны материнства и детства (дети старше 20 дней жизни) и на базе Краевой клинической больницы (пациенты ковидных госпиталей).
Система, подключенная к 17 больницам региона, работает так: в реанимации возле кровати больного установлена камера, которая пишет не только изображение, но и звук. У лечащего врача имеется телефон, подключенный к сети WI-FI. Изображение в любой момент может просмотреть специалист консультативного центра, подкорректировать тактику лечения или перевести пациента из районной больницы в специализированную клинику.

«Умные» гаджеты
В начале 2020 года бригады скорой медицинской помощи оснастили мобильными аппаратами ЭКГ, которые могут отправлять данные в кардиоцентр. Сейчас на автомобилях «скорой» в районах края 230 таких аппаратов. Только за последнюю неделю было выполнено больше 4000 исследований. Расшифровкой кардиограмм занимается врач кардиоцентра при помощи системы-робота. Это позволяет быстро оценить состояние пациента и назначить ему соответствующее лечение, либо принять решение о его госпитализации в профильную больницу.
Благодаря тонометрам с SIM-картой и датчиком GPS за здоровьем пациентов с гипертонией наблюдают врачи. Люди измеряют на нем давление, а прибор передает все данные в федеральный Центр кардиологии. В программе участвуют 1500 пациентов, страдающих повышенным артериальным давлением. Участники программы заключают договор, получают прибор и два раза в день измеряют артериальное давление. Все данные автоматически поступают в Центр дистанционного мониторинга при федеральном Центре кардиологии и участковому терапевту. Если от пациента не поступила информация, его давление резко выросло или упало, звонит врач, задает вопросы и даже вызывает «скорую».

Подготовлено управлением печати и массовых коммуникаций совместно
с Министерством здравоохранения Алтайского края

Яндекс.Метрика